ТСП. Тема №26. Организация и проведение специальной операции ОВД по освобождению заложников.

Тема №26. Организация и проведение специальной операции ОВД по освобождению заложников.

1. Понятие захвата заложников.

2. Правовые основы действий ОВД по предупреждению и пресечению захвата заложников.

3. Организация специальной операции и тактика действий личного состава по освобождению заложников и задержанию лиц их удерживающих.

4. Управление силами и средствами при освобождении заложников.

1. Понятие захвата заложников.

Захват заложника - это захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

Захват заложника - это противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы.

Он может совершаться различными способами:

  • - тайным;
  • - открытым;
  • - насильственным;
  • - ненасильственным.

Насильственный захват должен сопровождаться насилием, не опасным для жизни или здоровья, т. е. не выходить за рамки нанесения побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль.

Удержание лица в качестве заложника означает воспрепятствование лицу покинуть место его пребывания в качестве заложника (обычно содержание его в помещении, которое потерпевший не в состоянии самостоятельно покинуть).

Условием освобождения заложника является требование преступника, обращенное к государству, организации или гражданину, совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия.

Требования предъявляются открыто, нередко субъект стремится специально придать их широкой огласке, чтобы вызвать политический резонанс. Это не влияет на квалификацию, однако, учитывается при оценке общественной опасности содеянного и вынесении приговора судом.

2. Правовые основы действий ОВД по предупреждению и пресечению захвата заложников.

К нормативным документам, регламентирующим деятельность ОВД при предупреждении и пресечении захвата заложников, относятся: Конституция РФ, Федеральный закон “О борьбе с терроризмом”, Закон РФ “О полиции”, другие законы и правовые акты РФ, международные конвенции, межведомственные и ведомственные нормативные акты. Заложник- физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого- либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

Под захватом заложниковпонимается такое неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее

возвращение к свободе становится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим или юридическим лицам. Захват может осуществляться тайно или открыто, без насилия или с насилием не опасным либо опасным для жизни и здоровья.

Вместе с тем, лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Захват заложников характеризуется определенными мотивами при его совершении (политические, общеуголовные, психические). Проблемы, которые возникают в ситуациях захвата заложников, можно разбить на три большие группы с выделением частных задач.

1.Проблемы, относящиеся к заложникам:

- разработка организационной стороны участия специалистов в операции по психологической поддержке заложников;

- разработка кратких речевых формул для их психологического инструктажа в целях поддержки и предупреждения неправильного поведения, которое может спровоцировать преступников на насильственные действия;

- разработка мер экстренной медико-психологической помощи.

2. Проблемы, относящиеся к участникам операции:

- разработка организационной стороны участия специалистов медико-психологической поддержки на определенных этапах специальной операции;



- разработка методик саморегуляции и психологического инструктажа участников операции о правильных действиях в зависимости от типов личности террористов, заложников и сложившейся ситуации;

- разработка рекомендаций по способам коррекции работоспособности и интенсивного восстановления психического здоровья участников операции;

- разработка оптимального набора методик для их медико-психологического обследования.

3. Проблемы, связанные с ведением переговоров с террористами:

- разработка методов убеждения, в том числе аргументации, в зависимости от типов личности террористов и сложившейся ситуации;

- разработка приемов невербального воздействия на преступников, в том числе через технические средства передачи информации;

- разработка способов комплексного влияния на психику террористов

с целью снижения у них уровня агрессивности и т.д.;

- разработка методик по подготовке переговорного процесса из числа психологов и психиатров, а также сотрудников и военнослужащих МВД. В системе обеспечения охраны государственного строя, личности и прав граждан от преступных посягательств основную роль играет Уголовный кодекс РФ, содержащий нормы, предусматривающие ответственность за захват заложников (ст.206 УК).

В соответствии со ст.14 Закона РФ «О полиции»сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие при освобождении заложников.

Приказ МВД РФ, предусматривает порядок планирования действий ОВД при предупреждении и пресечении захвата заложников, расчета сил и средств, особенности формирования группировки, а также организацию управления и связи. Согласно инструкции, утвержденной совместным ПриказомМБ и МВД РФ “О мерах по координации и взаимодействии федеральных органов государственной безопасности и органов внутренних дел Российской Федерации при проведении операций по освобождению заложников” от 15 декабря 1992 г. № 0228/086, к компетенции МВД РФ отнесено выявление, предупреждение и пресечение захвата заложников.

3. Организация специальной операции и тактика действий личного состава по освобождению заложников и задержанию лиц их удерживающих.

Освобождение заложников и задержание лиц их захвативших осуществляется путем проведения комплекса мероприятий под

руководством оперативного штаба по единому плану.

Существует несколько видов проведения операции освобождения

заложников:

1. В ходе интенсивных переговоров с преступниками удается

склонить их к добровольной сдаче и выдаче заложников.

2. В результате частичного или полного выполнения требований преступников (предоставление транспортных средств, ценностей и др.) удается освободить (обменять) часть или всех заложников.

3. В ходе проведения специальной операции с использованием силового воздействия удается освободить заложников и захватить преступников.

После получения информации о захвате заложников организация действий ОВД предполагает проведение первоначальных мероприятий нарядами по блокированию и оцеплению местонахождения преступников и установлению с ними контакта под непосредственным руководством дежурного территориального ОВД. На основании анализа поступившей информации руководитель ОВД принимает решение на введение в действие оперативного плана и проведение специальной операции.

Дежурный по ОВД вводит в действие оперативный план, организует

сбор оперативного штаба и личного состава привлекаемого к операции. После введения в действие оперативного плана руководитель ОШ обязан:

1) уяснить: характер события: где, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах произошел захват заложников, местонахождение, количество и действия лиц, их захвативших;

-количество заложников, их пол, возраст, наличие раненых;

-наличие других граждан в местах укрытия (расположения) преступников с заложниками и вблизи него;

- характер местности и построек вблизи от места расположения преступников с заложниками;

- степень готовности сил и средств, задействованных для проведения специальной операции;

- состояние оперативной обстановки и общественного порядка в районе операции;

2) организовать сбор членов ОШ

3) определить первоочередные мероприятия, последовательность и время их осуществления;

4) определить состав сил и средств;

5) указать место, время сбора сил и средств для проверки готовности к выполнению задач по плану операции;

6) отдать предварительные распоряжения об оцеплении района и блокировании места нахождения лиц, захвативших заложников, о порядке действий в случае попытки террористов выйти из блокированного района, о документировании противоправных действий преступников, и сборе другой информации;

7) оценить обстановку (как правило, проводится на местности в ходе рекогносцировки);

8) принять решение о проведении операции.

В решении руководитель операции определяет:

-замысел операции: время начала операции, рубежи блокирования и порядок их занятия, исходные позиции групп боевого порядка, способы и направления их действий, участки сосредоточения основных усилий, порядок ведения переговоров и оперативной игры с преступниками;

- маршруты и способы выдвижения сил и средств в район ее проведения;

- время выезда из района сосредоточения, занятие рубежей блокирования и исходных позиций группами боевого порядка;

- виды, характер и время выполнения необходимых оперативных мероприятий и следственных действий;

- место пункта управления и порядок организации связи.

Об обстановке и принятом решении руководитель операции докладывает в инстанции по подчиненности. Затем решение обсуждается, согласуется с соответствующими должностными лицами (прокурорами, представителями органов государственной власти и управления), оформляется на схеме к приказу.

Содержание боевого приказа:

-сведения об обстоятельствах захвата заложников, способах и характере действий преступников, физическом и психическом состоянии заложников и реально грозящих им опасностях;

-данные об оперативной обстановке;

-местонахождение преступников и заложников (вид и характер укрытия);

-замысел, способ и время проведения операции;

-тактические приемы и способы проникновения в укрытие и обезвреживание преступников;

-запасные варианты задержания преступников на случай резкого изменения обстановки и характера противодействия террористов силам правопорядка;

- мероприятия по усыплению бдительности и отвлечению внимания преступников и оказанию на них психологического воздействия;

- порядок взаимодействия, сигналы, используемые в ходе проведения операции, система и способы связи.

До начала активных действий руководитель операции организует переговоры с преступниками. На основе имеющейся информации психологи проводят обработку психологического портрета преступников и готовят рекомендации по дальнейшему ведению переговорного процесса. Обеспечивая контроль и наблюдение за преступниками во время операции, всемерно использовать технические средства для получения достоверной информации об отношении преступников к заложникам, роли каждого из террористов в реализуемых ими замыслах, возможных разногласиях среди них относительно способов достижения поставленной цели, документирования действий, а так же хода переговоров. На основании имеющихся примет преступников составляются фотороботы для отождествления личности. В том случае, когда преступник является душевнобольным или находится в измененном состоянии сознания, консультационная помощь психиатра является обязательной. Если в ходе переговоров удается достичь договоренности об освобождении хотя бы части заложников - немедленно организуется подробный опрос освобожденных, уточняются у них сведения о преступниках и их дальнейших замыслах.

Применение оружия снайперами в отношении нескольких преступников, непосредственно в месте их укрытия с заложниками, допустимо, если число террористов не превышает количество проемов, через которые можно вести огонь на поражение, и когда штурмовая группа может немедленно после производства выстрелов ворваться в помещение, где находятся заложники и гарантировать их безопасность и немедленное задержание оставшихся в живых преступников.

Применения оружия в момент выхода преступников с заложниками из места укрытия затруднено тем обстоятельством, что трудно добиться синхронности при производстве выстрелов по разным целям. Старший группы захвата перед началом операции действует на основе исчерпывающих данных о характере укрытия, его внутренних перекрытий и дополнительной информации о коммуникациях. Если не гарантируется скрытность подготовительных действий для преступников, не рекомендуется использование технических средства для снятия решеток, жалюзи над окнами, фиксаторов (ограничителей) открывания дверей.

При проведении специальной операции не рекомендуется предпринимать действия, которые могли бы вызвать агрессивность со стороны преступников. Самым ответственным моментом проведения специальной операции является проникновение группы захвата в место укрытия преступников. Это обусловлено тем, что террористы находятся в лучшем положении, так как свободно ориентируются внутри здания, держат под контролем заложников, а так же места наиболее вероятного проникновения группы захвата. Личный состав данной группы разбивается по номерам, и действуют по выбранным направлениям с применением тактических приемов отвлекающих внимание преступников от заложников.

После команды руководителя ОШ о начале силовых действий, группы захвата, прикрытия, разграждения скрытно выдвигаются на исходные позиции и изготавливаются к штурму (устанавливают приспособления или их закрепляют для проникновения на захваченный объект, проделывают проходы, разбирают баррикады и т.д.). По заранее обусловленному сигналу группа захвата в установленном порядке проникает на объект и обезвреживает лиц, захвативших заложников. По окончании штурма производится эвакуация заложников, принимаются меры по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи. До прибытия группы конвоирования организуется охрана преступников, обеспечивается охрана места происшествия, создаются условия для производства необходимых следственных действий, докладывается в оперативный штаб о результатах операции. После окончания операции руководитель ОШ обязан организовать и провести краткий анализ и разбор действий сил и средств, определить время проведения коллегии или оперативного совещания по анализу и оценке причин и условий возникновения происшествия, действий сил и средств по его разрешению.

4. Управление силами и средствами при освобождении заложников.

Руководство силами и средствами подразделений специального назначения органов внутренних дел и подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, привлекаемых для проведения операций по освобождению заложников осуществляется оперативными штабами МВД, ГУВД, УВД объектов Российской Федерации. В состав штаба могут входить представители ФСБ, МО, МЧС, прокуратуры и других органов государственной власти. В некоторых случаях (выдвижение политических требований или захвате в качестве заложников иностранных граждан и т. п.) руководство специальной операции возлагается на оперативный штаб ФСБ. Органы внутренних дел и внутренние войска в таких случаях оказывают ФСБ помощь.

Организация и проведение специальной операции по захвату вооруженных преступников и освобождению заложников имеет целый ряд особенностей: потребность в немедленном реагировании органов внутренних дел на захват заложников; постоянная готовность личного состава к действиям по освобождению заложников и захвату преступников в любой момент и в условиях постоянно меняющейся обстановки; ограничение в применении оружия и специальных средств; обеспечение безопасности заложников вне зависимости от обстановки; первостепенная задача – освобождение заложников и только потом захват преступников; ведение переговоров с преступниками, захватившими заложников; особая тактика реагирования на требования преступников и др.

Особо следует выделить необходимость ведения переговоров с преступниками. Для этого создают внештатные группы для ведения переговоров, в которые включают подготовленных для этой цели сотрудников, а также специалистов-психологов.

В горрайорганах для переговоров с преступниками, захватившими заложников, выделяют сотрудников, которые по своим личным и деловым качествам могут выполнять эту задачу.

Особенности организации и проведения специальной операции по захвату вооруженных преступников и освобождению заложников имеют много общего с захватом вооруженных преступников в различных условиях. Однако подготовка и ход операции во многом зависят от положения и состояния заложников. Поэтому здесь неприемлем диктат условий преступникам, как при простой операции по их захвату.

Для успешного проведения специальной операции по освобождению заложников и захвату вооруженных преступников личному составу, привлекаемому для этих действий, необходимо иметь хорошую огневую, физическую и тактическую подготовку.

Подготовка должна касаться как непосредственных исполнителей, так и руководящего состава органов внутренних дел. Ее необходимо проводить с личным составом горрайорганов заблаговременно.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ТСП. Тема №25. Особенности организации специальной операции по пресечению деятельности банд и НВФ.

(ТСП) Тема 19: Основы специальной операции