Тема: Понятие криминологии как науки, ее предмет и система курса. Криминологические школы и их научные концепции.

1. Понятие, предмет, метод и система криминологии как социально-правовой науки.

2. Место криминологии в системе общеобязательных и юридических наук.

3. Антропологическая школа в криминологии.

4. Социологическая школа в криминологии.

5. Биологизаторские подходы к проблемам преступности и личности преступника.

 

1.Понятие, предмет, метод и система криминологии как социально-правовой науки.

                  Криминология – это социально-правовая, теоретико-прикладная наука, изучающая преступность, личность преступника, социальные условия и причины преступности, пути, средства и меры ее предупреждения.

                  Предметом криминологии выступают закономерности, условия и причины возникновения преступности, ее развития и предупреждения, а также личность преступника и потерпевшего.

                  Наука криминология представляет собой систему научных знаний о предмете, его закономерностях, методологии, методах, принципах, целях, задачах и функциях познания негативных явлений и процессов, детерминирующих преступность

                  Раскрывая понятие криминологии, не следует ограничиваться описанием изучаемого ею предмета, а нужно выявить те законы и закономерности, исследование которых составляет главное содержание криминологии как науки.

Задачи криминологии определяются ее предметом и природой. Задачи могут быть общие и конкретные. Общие задачи таковы.

Первая задача, как всякой другой науки, аналитическая: исследование преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям преступлений.

Вторая задача, также вытекающая из общих функций наук, прогностическая. 

Третья задача – внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику. 

                     Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций.

В отечественной литературе принято выделять три основные функции: описательную, объяснительную и предсказательную.

Первая функция предполагает установление точных и бесспорных фактов, характеризующих изучаемое явление (преступность, личность преступника и др.), описание состояния явления в прошлом или в настоящее время.

        Объяснительная функция заключается в поиске причинно-следственных связей.

Прогностическая функция состоит в выявлении тенденций на будущее, в предсказании состояния, масштабов преступности в будущем, что является базой планирования предупреждения и профилактики преступности в целом и отдельных ее видов.

                    Криминологию принято также разделять на Общую и Особенную части с последующим вычленением нескольких основных блоков проблем, составляющих ее предмет.

В Общей части криминологии рассматриваются преступность, причины преступности в целом и конкретного преступления, личность преступника, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии.

Особенная часть криминологии складывается из блоков более или менее узких проблем преступности. Это так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и противодействия им: корыстная, насильственная, молодежная, женская, рецидивная, организованная, профессиональная, экономическая преступность, преступность, обусловленная алкоголизмом и наркоманией и т.д.  

Методика криминологических исследований – это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования ее развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности. Выбор конкретной методики зависит от содержания самого исследования, его целей, объемов, которые подлежат изучению. 

В Криминологических исследованиях широко используются общенаучные и частнонаучные (специальные) методы, которые применяются в познании любых процессов и явлений реального мира.

К общенаучным методам познания относятся общие способы и пути исследования процессов и явлений и определения тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания. К общенаучным методам криминологических исследований следует отнести следующие: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, моделирование, математические методы и др.

К специальным (частнонаучным) методам криминологических исследований относятся способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования. 

К этим методам относятся:

•        аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

•        социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

•        статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

•        социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент);

•        функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

2. Место криминологии в системе общеобязательных и юридических наук.

Для того, чтобы составить правильное и полное представление об этой науке, требуется сопоставить ее с другими дисциплинами, определить ее место в общей системе научных знаний как правовых, так и социальных наук. В этой связи важно прежде всего выяснить характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками.

                   Известно, что уголовно-исправительное право также использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания. Это относится и к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц и не ставших на путь исправления.

                   По мнению многих ученых, связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.      

                  Существует также связь криминологии с криминалистикой. Например, положения криминалистики используются для распознания форм преступных проявлений, выработки средств и методов их профилактики. Знания криминологии используются для разработки тактических приемов раскрытия и предупреждения преступлений.

                   Криминологию справедливо называют комплексной наукой, так как она объединяет в себе кроме юридических дисциплин знания других наук (социологии, психологии, экономики, педагогики и др.). Бесспорно, связь криминологии с этими науками различная, поскольку преступность – комплексная проблема и требует научных знаний во многих отраслях. Вместе с тем, криминологию не следует полностью отождествлять с другими науками во многих отраслях. Наука криминология характеризуется как самостоятельная система научных знаний о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника и жертвы и мерах предупреждения преступлений и преступности в целом.

3. Антропологическая школа в криминологии.

                   Своим формированием это направление обязано самому яркому его представителю, по сути, классику криминологической мысли — Чезаре Ломброзо. Врач-психиатр, профессор медицинского факультета университета в Павии (Италия),

                   Своей теорией он открыл совершенно новый путь в криминологическом направлении, связанный с объяснениями природы преступности биологическими составляющими человека, чем положил основу непрекращающейся криминологической дискуссии о соотношении биологического и социального в личности преступника

                   Судить о том, является человек преступником или нет, позволяли, как полагал Ломброзо, внешние признаки туловища, головы, конечностей, рот, глаза, нос. Отсюда, собственно, и проистекает название антропологической школы в криминологии.

                   Ломброзо пытался открыть новый путь в науке, стараясь объяснить природу преступности на основе анатомических и антропометрических, а также биологических и психологических признаков преступника. Помимо внешних признаков человека, которые Ломброзо считал наиболее важными, он не отрицал и роли физиологических и нравственных особенностей личности. При этом Ломброзо допускал некоторые переплетения, скорее всего, противоречия. С одной стороны, он изучал биологические факторы (врожденные соматические особенности), и этого было для него достаточно, чтобы сказать о человеке, преступник он или нет, с другой — исследовал и принимал во внимание психологические и даже нравственные качества, связанные с воспитанием человека. Основываясь на всех этих признаках и главным образом биологических особенностях, Ломброзо делал выводы о предрасположении того или иного человека к совершению преступления, однако подчеркивал, что таковое может себя проявить в определенных условиях.         

                    Ломброзо полагал также, что особенности человека, по которым можно судить о его «преступном типе», можно выявить уже в раннем детском возрасте. Но проявление, дальнейшее развитие этих особенностей, по его мнению, вполне возможно предотвратить с помощью различных средств воспитательного воздействия. Однако здесь Ломброзо противоречил себе, отмечая, что прирожденный преступник рано или поздно, безусловно, должен совершить преступление.

                     Он вместо воспитания предлагает принятие особых мер предотвращения преступлений. Поскольку прирожденный преступник опасен для общества, предлагается не ждать момента совершения им преступления. Для предупреждения преступления, которое непременно должно произойти, необходимо принять меры безопасности — изолировать такого человека от общества. Отсюда беспощадная «предупредительная» борьба с «преступниками» независимо от их вины, а лишь в силу «биологической неполноценности», отсюда — и отказ от суда присяжных и т.д. При этом Ломброзо говорит не только о душевнобольных, но и о нормальных людях, способных, по его мнению, совершить преступления. Самым опасным и совершенно неприемлемым в его учении является признание им «существования особых преступных рас».

                    Разумеется, Ломброзо был не одинок в своих помыслах. У него были, есть и, вероятнее всего, будут последователи. В числе современников великого ученого ярко выделяются Энрико Ферри и Рафаэль Гарофало. Однако и им не удалось уйти от линии антропологической школы. Ферри, например, сформулировал понятие «опасное состояние». Он, как и Ломброзо, дал определение человека, который с момента рождения предрасположен к преступлению, — так называемый «преступный тип»]. Гарофало вслед за Ломброзо стремился выработать понятие преступления, не связанное с правовым определением. Ферри писал о преступлении как о многогранном явлении. Преступников он называл «больными» и призывал изучать и лечить такие болезни. Гарофало пытался дать социологическое определение преступнику и преступлению. Ферри вел речь о мерах социальной защиты. Он же, оценивая различные группы причин преступлений, особое внимание обращал на социальные факторы. Так или иначе, но и Ферри, и Гарофало приходят, по сути, к тем же выводам, что и Ломброзо. Потому их и рассматривают как ярких представителей ломброзианства.

                    Среди исследователей, объяснявших природу преступления биологическими особенностями человека, несомненно, следует назвать Зигмунда Фрейда (1856—1939). Взгляды этого ученого-психиатра на преступность также относятся к области биологических концепций. Однако фрейдизм внес нечто новое в теорию «прирожденного преступника». Если Ломброзо считал, что только некоторая часть людей рождается преступниками, то исходной позицией Фрейда явилось положение о том, что все без исключения люди рождаются преступниками (хотя большинство ими не становятся). Теория Фрейда основывается на том, будто сущность психики человека есть результат воздействия врожденных, архаичных половых и агрессивных инстинктивных импульсов. Контролирует эти инстинкты волевое образование человека.  

4. Социологическая школа в криминологии.

                      Не без влияния антропологической школы сформировалось социологическое направление. Определенное время социологическая школа существовала параллельно с антропологической, а затем заметно потеснила ее. Она была более влиятельной. Наиболее яркая фигура, представляющая социологическую школу в криминологии, — французский социолог Габриэль Гард (1843—1904). В числе его многочисленных трудов следует особо выделить книгу «Философия криминологии». В ней ученый скрупулезно, буквально пункт за пунктом критикует все основные положения Ломброзо и его последователей. Тард полностью отвергает понятие «прирожденный преступник». В его работах встречается термин «привычный преступник», однако при этом поясняется, что речь идет о «профессиональном типе», примерно таком же, как в любой другой области, а не только в преступной. Тард был также основателем психологического течения в рамках социологической школы.

                      Благодаря Тарду в социологическом направлении (в отличие от существовавшей теории) получает развитие роль индивидуального поведения в формировании общественных явлений. Он доказал социальную обусловленность преступности, обратив внимание на ее статистические закономерности. Придавая преступности общественное значение, ведя при этом речь о формировании индивидуального поведения, Тард объясняет, что преступный тип может сложиться и в результате подражания (преступникам). Человек, отмечает он, обладает склонностью к подражанию. Всякий, по его мнению, «подражает ближнему», если, однако, при этом имеются большая выгода и незначительный риск.

                     Свою теорию «преступного типа», «привычного преступника» и «подражания» Тард распространил почти на все социальные проблемы, связанные с преступностью. При этом подчеркивается: нельзя говорить о каждом человеке, что он станет преступником во все времена и при любых обстоятельствах. Здесь обращается особое внимание на формирование индивидуального поведения. В этих рассуждениях Тарда можно проследить нить, ведущую к проблеме роли общества в формировании индивидуального поведения. Основная позиция Тарда, связанная с социальным подходом к вопросам преступности, сводится к следующему: изменить общественные условия, с изменением социальных условий изменится и «криминальность». Это главный вывод, к которому пришел Тард.

 

5. Биологизаторские подходы к проблемам преступности и личности преступника.

                      Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему "антропологическую" теорию преступности. Проводя антропологические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, Ч. Ломброзо пришел к выводу, что существуют четыре типа преступников: а) врожденные преступники; б) преступники по страсти; в) случайные преступники; г) душевнобольные преступники. При этом "врожденные" преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа, чертами лица, благодаря которым их можно своевременно распознавать и пожизненно изолировать от общества, либо уничтожать. Таким образом, если следовать логике Ч. Ломброзо, то борьба с преступностью также должна опираться на насилие, казнь, тюремную изоляцию людей, классифицируемых как "врожденные" преступники.

                     Сторонниками "антропологической" теории преступности в США были Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, в России - А. Дриль. Современные биологизаторские криминологические теории, безусловно, далеко отошли от наивных представлений о "врожденном" преступнике, которые характеризовали "антропологическую" теорию преступности Ч. Ломброзо. В этих теориях использованы достижения современных наук: генетики, психологии, психоанализа, нейрохирургии, психофармакологии. Так, в частности, одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, согласно которому, хромосомные нарушения типа 47XYY, при нормальном наборе хромосом у мужчин 46XY, среди преступников встречаются в 36 раз чаще. А, стало быть, отсюда на повестку дня среди мер по борьбе с преступностью активно выдвигалась "генная инженерия".

Наряду с биопсихологическими методами коррекции, широкое развитие на Западе получает также психокоррекция девиантного поведения. Выделяются, в частности, следующие методы психокоррекции: метод психоанализа, метод косвенных рекомендаций, групповая психотерапия, гипноз, рационально-эмоциональная терапия, обучающая контролю над чувствами, обучение деловому общению, модификация поведения. Безусловно, все эти методы заслуживают должного внимания как формы индивидуальной психотерапевтической и медицинской помощи людям, страдающим различными патологиями, нервно-психическими заболеваниями, пограничными и навязчивыми состояниями, затруднениями в сфере общения и т.д. Однако клинический подход имеет весьма ограниченные возможности и вне широкой социальной комплексной программы оздоровления социальных и социально-экономических условий существования человека не может принести заметных реальных результатов в деле борьбы с преступностью.

Особое место среди разнообразных теорий и концепций преступности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З.Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, У.Шутцидр.) природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с другими формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психастении, состояния навязчивости, сексуальные расстройства, различные формы социальной дезадаптации. По мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ТСП. Тема №25. Особенности организации специальной операции по пресечению деятельности банд и НВФ.

ТСП. Тема №26. Организация и проведение специальной операции ОВД по освобождению заложников.

(ТСП) Тема 19: Основы специальной операции