Криминология. Тема №10. Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.
Тема №10. Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.
1. Понятие, состояние, структура, динамика
преступности в сфере общественной безопасности и общественного порядка.
2. Причины и условия преступности в сфере общественной
безопасности и общественного порядка.
3. Проблемы профилактики в сфере общественной
безопасности и общественного порядка.
1.
Понятие, состояние, структура, динамика преступности в сфере общественной
безопасности и общественного порядка.
Понятие,
состояние структура и динамика преступности в сферах общественной безопасности
и общественного порядка
Общественно опасные деяния, образующих рассматриваемую
категорию преступности, в уголовном кодексе разбиты на 5 групп, в которых
размещены однородные по видовым объектам преступления: 1) Группа преступлений
против общественной безопасности 2) Группа преступлений против здоровья
населения и общественной нравственности 3) Группа экологических преступлений 4)
Группа преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5)
Преступления в сферах компьютерной информации.
Преступные посягательства на
общественную безопасность охватывают значительное количество предусмотренных
законодательством уголовно наказуемых деяний, которые могут быть объединены в
три основные группы:
·
непосредственно
посягающие на общественную безопасность
·
причиняющие
ущерб общественной безопасности в результате нарушения правил обращения с
источниками повышенной опасности, повлекшего тяжкие последствия
·
наносящие
ущерб общественной безопасности в результате совершения конкретных деяний,
предметом которых являются источники повышенной опасности
Наряду
с существованием общего объекта преступного посягательства все указанные
преступления обладают некоторыми криминологическими особенностями.
Важнейшей среди них является
особая общественная опасность данных преступлений, нанесение в результате их
совершения прямого или косвенного ущерба общественной безопасности в целом,
безопасности личности, собственности, в частности.
Хотя
общее число преступлений, посягающих на общественную безопасность и
общественный порядок (ежегодно около 210 тыс.), составляет незначительную часть
всего объема преступности в
стране (7 - 7,5%), последствия их совершения, наносимый при этом моральный и
материальный ущерб обществу чрезвычайно велики.
Наблюдается небольшой, но
стабильный рост числа рассматриваемых преступлений. За последние годы их
количество возросло примерно на 10% при ежегодном приросте, составляющем 5 -
7%.
В
структуре преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
преобладают хулиганство (62,2%);
действия, связанные с незаконным оборотом оружия (31,9%); заведомо ложные
сообщения об акте терроризма (2,5%). В то же время относительно невелико
количество таких особо опасных преступлений, как терроризм (0,15%); бандитизм
(0,2%); захват заложника (0,01%); организация преступного сообщества (0,05%)
либо незаконного вооруженного формирования (0,08%); вандализм (0,28%);
нарушения различных правил безопасности (0,3%), хотя именно эти преступления
наносят наиболее тяжкий вред общественной безопасности либо создают для нее
существенную угрозу.
Большинству
лиц, совершающих наиболее тяжкие преступления против общественной безопасности,
присущи умышленный характер вины,
применение насилия как способа совершения общественно опасного деяния, а также
использование в качестве орудия преступления либо объекта посягательства
предметов, являющихся источником повышенной опасности (оружие, взрывные
устройства, взрывчатые, радиоактивные материалы и т.п.).
Характеристика
детерминантов совершения преступлений против общественной безопасности,
личности преступника и мер их предупреждения более конкретно рассматривается
при последующем криминологическом анализе терроризма
и незаконного оборота оружия.
2.
Причины и условия преступности в сфере общественной безопасности и
общественного порядка.
По группам
преступлений, охваченных данной темой, сложно однозначно определить факторы, их
порождающие, поскольку эти факторы своеобразны для каждой из обозначенных групп
и даже по отдельным видам преступлений. В то же время проявляется своеобразное
родство по наиболее распространенным преступлениям в группах.
Все эти преступления в
основном носят организованный характер, совершаются лицами и группами с
агрессивно-насильственными, криминогенными установками высокой степени
выраженности. Здесь мы имеем дело с людьми, личность которых формулировалось на
пике проявления социально-политических и даже идейных противоречий, остро
конфликтных ситуациях в общественных отношениях, в обстановке конфронтации
людских сообществ и отдельных лиц с властью.
Определенное
родство с отмеченными преступлениями имеют и представляют угрозу общественной
безопасности, нарушая общественный порядок, такие ставшие традиционными
преступления, как хулиганство и вандализм. Они опасны и тем, что в их
совершении участвуют в основном молодежь, в том числе несовершеннолетние.
Хулиганство и вандализм - это
результат невоспитанности и недисциплированности в основном в молодежной среде,
деградирующей личность и провоцирующий к совершению более опасных
насильственных преступлений.
Эти виды преступления часто
проявляются там, где плохо организована охрана общественного порядка, слабо
работает полиция, ее патрульно-постовые службы, где бездействуют общественные
формирования и местные органы власти и самоуправления.
Как видно было из
статистических показателей за последние годы, среди преступлений против
здоровья населения и общественной нравственности особого внимания привлекают к
себе преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ. Основная причина динамичной распространенности этих
преступлений заключена в разгуле наркобизнесса, приносящем неисчислимые доходы
наркодельцам, заинтересованным и всеми мерами способствующим в преумножении
наркопотребителей, которые бы приобретали и потребляли их «товар»
В числе факторов,
способствующих преступлениям, связанным с наркотизмом, называют существенные
пробелы в законодательной и нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность
в сфере контроля за оборотом наркотиков и их заменителей.
Обратимся к
группе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Как
было видно из статистических данных, криминологически значимые показатели здесь
составляли в основном нарушения правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств (имея в виду основном автотранспорт) и в добавок к ним
оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Причины этих преступлений
более ясны и прозрачны и заключаются в следующем: Прежде всего, эти
преступления связаны с транспортными авариями и гибелью людей, они обусловлены
с общим состоянием дезорганизации всей транспортной системы, износом
транспортных средств, существенными недостатками в их эксплуатации.
Во-вторых, при непрерывно и
неконтролируемо-стихийном увеличении автотранспорта, особенно
индивидуально-личного владения и пользования, не обеспечена инфраструктура их
эксплуатации.
В-третьих, нарушения правил
движения и эксплуатации автотранспорта зависят от самих водителей.
Терроризм представляет собой одно из самых опасных и
сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы.
Терроризм
появляется, тогда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь —
кризис идеологии и государственно- правовой системы. В таком обществе
появляются различные оппозиционные группы, для которых становится сомнительной
законность существующей власти и всей ее системы управления.
Детерминанты, влияющие на
распространение терроризма:
§
политическая
нестабильность в обществе и ослабление органов государственной власти в
управлении социально-экономическими процессами, ослабление воздействия на
преступность;
§
несовершенство
законодательной базы, приводящее к неправомерному разрешению территориальных,
этнических и экономических споров;
§
недостатки в
деятельности правоохранительных органов, направленной на упреждение и
пресечение террористических актов, контроль за лицами, склонными к экстремизму,
насилию, жестокости и другим агрессивным действиям.
3.
Проблемы профилактики в сфере общественной безопасности и общественного
порядка.
Предупреждение терроризма — это исключительно сложная задача,
поскольку он порождается многими социальными, политическими, психологическими,
экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины
должны быть объектом профилактического вмешательства.
Основные
профилактические меры по предупреждению терроризма:
· воздействие на
основные, глобальные процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом
на уровне государства в целом или отдельного региона, субъекта Федерации;
· выявление
причин, которые могут привести к террористическим актам, объектов преступных
посягательств и лиц, способных совершить эти действия;
· пресечение
схожих менее опасных террористических действий и действий, предшествующих им
(захват заложников, бандитизм, хулиганство, посягательство на жизнь
государственного и общественного деятеля, работников правоохранительных
органов);
· быстрое
раскрытие и привлечение к ответственности лиц, угрожающих или покушающихся на
террористические действия при быстром взаимодействии органов внутренних дел и
спецслужб;
· проведение
целевых комплексных операций по пресечению террористических актов, незаконному
обороту оружия и взрывчатых веществ и т.д.
Меры предупреждения хулиганства имеют цель пресечь сам факт
уголовно наказуемых действий, а также не допустить перерастания хулиганства в
преступления более тяжкого характера.
Основные меры
предупреждения хулиганства:
· анализ фактов
хулиганства по месту и времени их совершения и расстановка сил и средств
милиции и общественных формирований с учетом активности хулиганских действий;
· проведение
рейдов и специальных операций, позволяющих сконцентрировать усилия на
предотвращение и пресечение нарушений антиалкогольного законодательства, на
выявление притонов и мест употребления спиртных напитков, наркотиков, на
выявление нарушений общественного порядка и разоблачение, групп с агрессивным
поведением;
· правовая пропаганда, разъяснение ответственности за нарушение
общественного порядка;
· активизация
деятельности общественных формирований, специализирующихся на охране
общественного порядка, привлечение к воспитательной работе правонарушителями
руководителей предприятий, авторитетных и известных лиц и т.д.
· Существование такого явления, как компьютерная преступность
обусловило создание в некоторых странах специализированных правоохранительных
подразделений, занимающихся этой проблемой. Россия в этом плане не исключение —
в структуре МВД России (совместно с ФАПСИ) создано Управление по борьбе с
преступлениями в сфере компьютерной информации.
· Для эффективного
предупреждения экологических преступлений необходимо обеспечить обязательную
экологическую экспертизу всех крупных действующих и проектируемых хозяйственных
объектов.
· В предупреждении экологических правонарушений
хорошо зарекомендовали себя общественные объединения, международные
неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире
движение «зеленых». Государство должно всячески поощрять проводимую в законных
формах общественную деятельность по охране природных богатств, защите
окружающей среды.
Комментарии
Отправить комментарий