ТСП. Тема №24. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Роль, место и задачи органов внутренних дел МВД России в этих системах.

 Тема №24. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Роль, место и задачи органов внутренних дел МВД России в этих системах.

1. Основные задачи, организация и порядок функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

2. Роль и место МВД РФ в системе предупреждений и ликвидации ЧС.

3. Организационная структура ГО МВД РФ.

1. Основные задачи, организация и порядок функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.

Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

•    функциональных (создаются федеральными органами власти),

•    ведомственных.

РСЧС имеет пять уровней:

      федеральный,

      региональный,

      территориальный,

      местный,

      объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет:

      координирующие органы,

      органы управления,

      силы и средства РСЧС,

      системы связи и оповещения,

      резервы финансовых и материальных ресурсов.

Основными задачами РСЧС являются:

•    проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

•    формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

•    оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

•    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

•    создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

•    выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

•    оказание гуманитарной помощи и др.

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

При этом режим повседневной деятельности включает:

•    осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

•    планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

•    совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;

•    создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

•    осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности предусматривает:

•    принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

•    усиление дежурно-диспетчерской службы;

•    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

•    принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

•    приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

•    организацию защиты населения;

•    выдвижение оперативных групп в район ЧС;

•    организацию ликвидации ЧС;

•    определение границ зоны ЧС;

•    организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

•    осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

2. Роль и место МВД РФ в системе предупреждений и ликвидации ЧС.

Гражданская оборона в системе МВД РФ является составной частью гражданской обороны республики и включает комплекс мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, в целях защиты рядового и начальствующего состава, рабочих и служащих органов, подразделений и учреждений, предприятий, организаций, курсантов и слушателей учебных за ведений МВД РФ, а также спецконтингента от оружия массового поражения, повышения устойчивости объектов, восстановления их боеспособности и создания условий для функционирования органов и учреждений внутренних дел в военное время.

Основными задачами гражданской обороны МВД РФ являются:

1. Защита сотрудников, членов их семей, а также спецконтингента от ОМП и других средств нападения противника.

2. Повышение устойчивости работы объектов МВД РФ в условиях военного времени.

3. Обеспечение непрерывного и надежного управления ОВД с введением в стране "общей готовности" и в военное время.

4. Создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем и средств оповещения и связи.

5. Оповещение органов и учреждений по сигналам гражданской обороны.

6. Защита служебных животных, продовольствия, сырья, фуража, водных источников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериального заражения.

7. Проведение мероприятий по ликвидации последствий заражения на объектах МВД РФ.

8. Проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и оказание помощи пострадавшим.

9. Подготовка и проведение мероприятий по светомаскировке МВД, УВД, РОВД.

10. Всеобщее обязательное обучение сотрудников и спецконтингента способам защиты от современных средств поражения и действиям по ликвидации последствий нападения противника.

Кроме основных общих задач по гражданской обороне на МВД России возложены особые задачи. К ним относятся:

1. Разработка и осуществление мероприятий по участию ОВД и внутренних войск в борьбе с диверсионно-разведывательными группами противника.

2. Разработка и осуществление мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению безопасности движения при проведении основных мероприятий гражданской обороны (при укрытии населения в случае внезапного нападения противника, в период проведения рассредоточения и эвакуации, при ведении СНАВР в очагах поражения, при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф).

3. Тушение массовых пожаров, учет потерь населения в военное время. Особой задачей МВД является создание общефедеративной службы ох раны общественного порядка и общефедеративной противопожарной службы ГО РФ. 

Задачи гражданской обороны МВД РФ решаются в тесном взаимодействии с местными комитетами гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидацией последствий, органами военного управления, другими министерствами и ведомствами и службами Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Гражданская оборона организуется в центральном аппарате МВД РФ, аппаратах МВД республик, УВД краев и областей, горрайорганах внутренних дел, научно-исследовательских и проектных институтах, учебных за ведениях, госпиталях, больницах, поликлиниках, санаториях, домах отдыха, базах, складах, в исправительно-трудовых учреждениях и других организациях, предприятиях и учреждениях МВД РФ. Подразделения центрального аппарата независимо от места их дислокации сведены в единый объект ГО, начальником которого является начальник ХОЗУ МВД РФ. Все перечисленные выше организации, предприятия и учреждения являются объектами гражданской обороны МВД РФ.

3. Организационная структура ГО МВД РФ.

Структура гражданской обороны МВД РФ состоит из системы ГО центрального аппарата МВД РФ, ГО МВД республик, УВД краев, областей, городов, районов и гражданской обороны объектов МВД РФ. Кроме того, в структуру ГО МВД входят служба охраны общественного порядка и противопожарная служба ГО РФ. Общее руководство ГО в МВД РФ осуществляет министр, который является начальником ГО МВД РФ. Непосредственное руководство ГО возложено на первого заместителя министра внутренних дел РФ. Заместители министра являются заместителями начальника ГО и осуществляют повседневное руководство гражданской обороной в курируемых подразделениях.

В организационную структуру ГО Центрального аппарата МВД РФ входят: начальник ГО, его заместители, военно-мобилизационное управление, в составе которого имеется отдел гражданской обороны, городской пункт управления - в месте постоянной дислокации и загородные - близкий, дальний.

При наличии материально-технической базы могут создаваться объектовые службы гражданской обороны. Один из заместителей руководителя ГО объекта, как правило, является начальником штаба гражданской обороны объекта.

Состав штаба гражданской обороны объекта определяется руководителем ГО данного объекта в зависимости от численности и характера задач ГО и формируется из сотрудников объекта без освобождения их от основной должности.

В зависимости от объема решаемых задач в органах внутренних дел создаются отделы (отделения, группы, направления) гражданской обороны, вводятся должности сотрудников по гражданской обороне - инспекторов по гражданской обороне, начальников служб, старших инспекторов и инспекторов радиационной и химической защиты.

Основными силами гражданской обороны являются служба гражданской обороны охраны общественного порядка ОВД и аварийно-спасательные формирования, которые являются нештатными и создаются для защиты в условиях ЧС сотрудников милиции и гражданского персонала, в том числе и спецконтингента.

В органах внутренних дел создаются спасательные команды, группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, разведывательные группы (дозоры), расчетно-аналитические группы и посты радиационного, химического и биологического наблюдения.

Спасательные команды предназначены для проведения аварийно-спасательных работ на объектах органов внутренних дел.

Разведывательные группы (дозоры) предназначены для выполнения задач разведки в интересах органов внутренних дел.

Расчетно-аналитические группы предназначены для сбора, обработки и выдачи информации о применении оружия массового поражения и возникновении аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах.

Оповещение органов управления, сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, через территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения населения.

Такие системы создаются на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, городах, районах и иных муниципальных образованиях в рамках, а на объектах органов внутренних дел, и дежурными частями (дежурными) через системы оповещения (громкоговорящей связи) органов внутренних дел.

Для своевременного обеспечения органов внутренних дел информацией о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах в МВД России создается система выявления и оценки последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах (далее - СВОП).

Таким образом, структура гражданской обороны в МВД России, построенная применительно к структуре органов внутренних дел мирного времени, обеспечивает возможность оперативно управлять силами и средствами гражданской обороны и успешно решать перед органами внутренних дел задачи.

 

 

          

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ТСП. Тема №26. Организация и проведение специальной операции ОВД по освобождению заложников.

ТСП. Тема №25. Особенности организации специальной операции по пресечению деятельности банд и НВФ.

(ТСП) Тема 19: Основы специальной операции